Закон о сертификации продукции и услуг

Закон о сертификации продукции и услуг устанавливает правовые основы добровольной и обязательной сертификации услуг и продукции, ответственность, права и обязанности участников данного процесса на территории России. Согласно закону национальный орган рассматриваемой нами процедуры — Федеральное агентство по сертификации, метрологии и стандартизации (Росстандарт).

    Участниками сертификации могут являться:

  • Государственные органы;
  • Организации, получившие аккредитацию на проведение сертификационных процедур;
  • Испытательные лаборатории;
  • Центральные органы систем, которые определяются в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции;
  • Изготовители (продавцы, поставщики) продукции;
  • Потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Закон о сертификации предусматривает, что сертификация может осуществляться исключительно организациями, получившими регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. К проведению работ по обязательной сертификации допускаются зарегистрированные некоммерческие (бесприбыльные) объединения и организации любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

Согласно правилам сертификации осуществлять руководство и координацию аккредитации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального закона «О связи», а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Росстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи. Другими федеральными органами по сертификации являются Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор и др.

Следует отметить, что запрещается рекламирование товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия.

Росстандарту России и другим государственным органам предоставлено право устанавливать правила признания зарубежных сертификатов. Причем, порядок ввоза является единым, а правила признания зарубежных сертификатов и знаков соответствия могут быть различными.

    Формы контроля:

  • Государственный контроль и надзор;
  • Инспекционный контроль за соблюдением правил проведения процедур и за сертифицированной продукцией;
  • Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

Кроме того ФЗ «О защите прав потребителей» предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и различных правил.

Что касается инспекционного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой системы.

Между государственным и инспекционным контролем есть принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой основы. Государственный контроль регламентируется законодательными актами, которые определяют полномочия соответствующих государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требований. Правовая база инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации. Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по сертификации осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям.

Орган не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах аккредитации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Росстандарт РФ и другие органы государственного управления в соответствии с соответствующим профилем. Этот вид инспекционного контроля опирается на положение об аккредитации, поэтому при выявленных нарушениях этих положений контролирующие организации имеют право лишить участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Росстандарт РФ. Цель его — проверка соблюдения органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации.

По закону, главное условие ввоза импортируемой продукции — наличие сертификата и знака соответствия. Это должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. В 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров», в котором предусматриваются дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Это преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировка продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства; введение листов-вкладышей (этикеток) на импортируемые пищевые продукты на русском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, а также медицинской техники.

Все работы, связанные с обязательной процедурой подтверждения продукции, оплачивает заявитель. Порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами определенных видов продукции, то есть по каждой системе обязательной процедуры отдельно. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по осуществлению таких процедур. По закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Создатель системы добровольной аккредитации сам вправе устанавливать свои правила проведения работ по сертификации продукции и услуг, порядок их оплаты и принципы определения участников такой системы добровольной аккредитации. Кроме того , закон о сертификации продукции и услуг устанавливает возможность проведения добровольной процедуры соответствия в уполномоченных органах, и ее условие – наличие в данной системе специального знака соответствия, зарегистрированного в установленном законом порядке.

Добровольная сертификация осуществляется исключительно по инициативе заявителя. А вот уклонение от обязательной сертификации несет за собой административную или гражданско-правовую ответственность ответственных лиц – говорит Закон о сертификации продукции и услуг Российской Федерации.

Более подробную информацию Вы можете узнать, воспользовавшись услугой бесплатной консультации на нашем сайте. Также Вы можете заказать необходимый сертификационный документ.